полугодие) (вклейка) 10. График для
определения моментов рассвета и
наступления темноты (2-е полугодие)
(вклейка) Рекомендуемая литература
(стр. 127) ВВЕДЕНИЕ Использовать наблюдения
за небесными светилами для своих
практических целей люди начали в давние
времена, когда у них еще не было никаких
технических средств, кроме простейших
сельскохозяйственных орудий. Наблюдая
ежедневный восход и заход Солнца, его
видимое движение по небесной сфере,
люди замечали, что в середине дня оно
достигает наивысшей точки на небе, что
время восхода и захода, а также высота
Солнца над горизонтом в полдень меняются
закономерно в течение года. Наблюдения
ночью обнаружили также закономерность
вращения звездного неба, закономерность
движения и изменения вида Луны. Это дало
возможность людям свои наблюдения
небесных светил использовать для решения
важнейших жизненных задач — определения
направления в пространстве и счета
времени. В те далекие времена людям,
занимающимся земледелием, необходимо
было знать время смены дня и ночи,
наступление времени года, чтобы
подготовиться и провести сельскохозяйственные
работы. Людям, занимающимся скотоводством,
надо было уметь определять направление
для перегона скота на значительные
расстояния, хотя бы приближенно
ориентироваться на местности, чтобы
иметь представление о своем местонахождении
относительно соседей. Практические
потребности человека привели к тому,
что наблюдаемая закономерность движения
небесных светил легла в основу счета
времени и летоисчисления. Небесные
светила послужили первыми ориентирами,
по которым древние люди определяли
направление при дальних переходах.
Первые записи астрономических наблюдений
уже велись народами Африки и Азии,
жившими примерно за 3000 лет до нашей эры.
Таким образом, астрономия — наука о
небесных светилах — является древнейшей
наукой, возникшей на основе практических
потребностей человека. Ф. Энгельс в
«Диалектике природы», говоря о
последовательности развития отраслей
естествознания, указывает, что вначале
начала развиваться астрономия, которая
уже из-за времен года была абсолютно
необходима для пастушеских и земледельческих
народов (Ф. Энгельс, Диалектика природы,
Госполитиздат, 1941, стр. 147.). Изучение
законов вселенной помогло также развитию
математики, физики и других наук. Но,
помогая другим наукам, она в свою очередь
использовала их данные для более
глубокого познания законов развития
вселенной. Так,
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между