настоящее время является основой
практического применения астрономии
в морском флоте и авиации, именно им,
способом Акимова, и по сей день пользуются
морские и авиационные штурманы всего
мира. В настоящее время этот способ
значительно усовершенствован. Наши
отечественные штурманы и астрономы Н.
Калитин, А. Волохов, В. Ветчинкин, Н.
Кудрявцев, Л. Сергеев, Р. Куницкий, И.
Жонголович и др. разработали новые
астрономические таблицы и приемы расчета
линии положения. Таким образом, способ
построения астрономической линии
положения корабля или самолета в
современном его понимании является
плодом коллективного труда, в котором
главную роль сыграли работы выдающихся
русских ученых и штурманов, среди которых
первое место по праву принадлежит М. А.
Акимову. Авиаторы и моряки нашей великой
страны и всего мира должны знать, что
за применяемый ныне способ построения
линии положения по вычисленной точке
и азимуту светила мы обязаны не Сомнеру
и не Джонсону, а русскому штурману
Акимову и что наименование «линия
Сомнера» или «способ Джонсона» не
соответствует действительности.
Советские авиационные штурманы восприняли
лучшие методы навигации у своих морских
соотечественников и непрерывно
совершенствовали их. Впервые в мире
опыты астрономических измерений для
определения местоположения воздушного
шара в воздухе были произведены русскими
воздухоплавателями в 1897—1898 гг. Применять
астрономические приборы на самолетах
также впервые начали наши русские
летчики, используя их при дальних полетах
на тяжелых самолетах «Илья Муромец» и
«Русский витязь» еще в 1913—1916 гг., намного
опередив в этом зарубежную авиацию.
Наиболее быстро авиационная астрономия
начала развиваться после Великой
Октябрьской Социалистической революции
и особенно в годы сталинских пятилеток.
В героических перелетах по сталинскому
маршруту и через Северный полюс в
1936—1937 гг. наши отважные штурманы, умело
применяя различные новейшие технические
средства самолетовождения, блестяще
выполнили сложнейшие полеты. Особо
важную роль в этих полетах сыграло
применение астрономических средств,
так как в условиях полета в высоких
географических широтах Арктики только
использование небесных светил для целей
самолетовождения дало возможность
постоянно иметь данные о своем
местонахождении и надежно определять
и выдерживать направление полета. Наши
выдающиеся военные штурманы А. В. Беляков,
С. А. Данилин,
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между