зависимости от этого строить штурманский
план полета и осуществлять самолетовождение.
Очевидно, что общенавигацион- ные
средства, работа которых совершенно
независима ни от назем- ных устройств,
ни от видимости неба, могут быть применены
почти в любых условиях полета.
Радиотехнические средства самолетовождения
наиболее целесо- образно применять при
полетах вне видимости земных ориентиров
или при отсутствии этих ориентиров, т.
е. главным образом при по- летах в облаках,
за облаками, ночью, над морем.
Радиотехнические средства дают
возможность весьма успешно применять
их для вы- хода на свой аэродром, а
некоторые из них обеспечивают и точный
выход на намеченную цель полета. При
самолетовождении с использованием
астрономических средств небесные
светила должны быть видимы. Это является
основным недостатком этих средств. Но
при видимости небесных светил эти
средства дают возможность определять
курс полета и место самолета с постоянной
точностью, которая не зависит ни от
пролетаемой местности, ни от пройденного
расстояния и времени полета. Благодаря
этим свойствам астрономические средства
при- меняются с наибольшим успехом в
условиях дальних полетов над облаками,
над морем, ночью. Особо большое значение
астрономи- ческие средства приобретают
при полетах в высоких географических
широтах, где визуальная ориентировка
может применяться как ред- кое исключение,
где магнитные компасы вследствие малой
горизон- тальной составляющей силы
земного магнетизма работают нена- дежно.
Применение радиотехнических средств
самолетовождения в высоких широтах
также иногда сопряжено с трудностями,
так как северные сияния и сопровождающие
их магнитные возмущения препятствуют
нормальному прохождению радиоволн. А
применение магнитного компаса в высоких
широтах затрудняется из-за близости к
магнитному полюсу. О значении астрономии
при полетах в высоких широтах извест-
ные штурманы Герои Советского Союза А.
В. Беляков и И. Т. Спи- рин говорят
следующее. А. В. Беляков, характеризуя
свой полет в экипаже В. П. Чкалова через
Северный полюс, отмечает, что при полете
до Северного полюса применение
астрономических средств сочеталось с
другими средствами самолетовождения,
место полюса определялось по вы- соте
Солнца, равной его склонению. Участок
полета от Северного полюса до американского
материка осуществлялся в основном вы-
держиванием курса по солнечному указателю
курса, с
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между