зависимости от этого строить штурманский план полета и осуществлять самолетовождение. Очевидно, что общенавигацион- ные средства, работа которых совершенно независима ни от назем- ных устройств, ни от видимости неба, могут быть применены почти в любых условиях полета. Радиотехнические средства самолетовождения наиболее целесо- образно применять при полетах вне видимости земных ориентиров или при отсутствии этих ориентиров, т. е. главным образом при по- летах в облаках, за облаками, ночью, над морем. Радиотехнические средства дают возможность весьма успешно применять их для вы- хода на свой аэродром, а некоторые из них обеспечивают и точный выход на намеченную цель полета. При самолетовождении с использованием астрономических средств небесные светила должны быть видимы. Это является основным недостатком этих средств. Но при видимости небесных светил эти средства дают возможность определять курс полета и место самолета с постоянной точностью, которая не зависит ни от пролетаемой местности, ни от пройденного расстояния и времени полета. Благодаря этим свойствам астрономические средства при- меняются с наибольшим успехом в условиях дальних полетов над облаками, над морем, ночью. Особо большое значение астрономи- ческие средства приобретают при полетах в высоких географических широтах, где визуальная ориентировка может применяться как ред- кое исключение, где магнитные компасы вследствие малой горизон- тальной составляющей силы земного магнетизма работают нена- дежно. Применение радиотехнических средств самолетовождения в высоких широтах также иногда сопряжено с трудностями, так как северные сияния и сопровождающие их магнитные возмущения препятствуют нормальному прохождению радиоволн. А применение магнитного компаса в высоких широтах затрудняется из-за близости к магнитному полюсу. О значении астрономии при полетах в высоких широтах извест- ные штурманы Герои Советского Союза А. В. Беляков и И. Т. Спи- рин говорят следующее. А. В. Беляков, характеризуя свой полет в экипаже В. П. Чкалова через Северный полюс, отмечает, что при полете до Северного полюса применение астрономических средств сочеталось с другими средствами самолетовождения, место полюса определялось по вы- соте Солнца, равной его склонению. Участок полета от Северного полюса до американского материка осуществлялся в основном вы- держиванием курса по солнечному указателю курса, с