контролем пути по астрономическим линиям положения самолета, определяе- мым по высотам светил. В своей книге «Из Москвы в Америку че- рез Северный полюс» А. В. Беляков пишет: «...самый важный при- бор на нашем самолете — солнечный указатель курса», 94 И. Т. Спирин в своей книге «Полеты в Арктике» пишет! «...Астрономическая аппаратура должна быть в центре внимания как во время дневных полетов, так и при полетах полярной ночью...» Достоинством астрономических средств самолетовождения яв- ляется также и то, что работа с ними не демаскирует полет само- лета, так как невозможно создать искусственные помехи экипажу при применении им астрономических приборов, чего нельзя сказать о применении радиотехнических средств. Для решения любой из задач самолетовождения экипаж обязан сохранять ориентировку, т. е. знать, где он находится, и определять данные для расчета и контроля заданного режима полета. Для ведения ориентировки экипаж в полете периодически опре- деляет место самолета. Оно может быть определено или отметкой момента пролета какого-либо естественного или искусственного ориентира, или пересечением линий положения самолета, получен- ных при помощи каких-либо средств самолетовождения, например визуальных пеленгов, линий равных радиопеленгов, линий равных расстояний, линии равных разностей расстояний, линий равных вы- сот светил (астрономических линий положения) и др. Место само- лета определяется пересечением как одноименных линий положе- ния, так и разноименных в любой их комбинации. Линия положе- ния, проложенная на карте, указывает, что самолет в данный мо- мент находится где-то на этой линии, а в какой именно точке — неизвестно. Пересечение же двух-трех линий положения, приведен- ных к одному моменту времени, показывает, что самолет находился именно в точке пересечения линий положения (практически в районе пересечения линий положения, так как каждая из них определена с какой-то ошибкой). Точность, с которой экипаж определяет место самолета в полете, характеризуется величиной отклонений полу- ченного на карте места самолета от истинного места самолета, т. е. вертикальной проекции его на земную поверхность в момент опре- деления места самолета. Точность определения места самолета и в целом выполнения самолетовождения зависит от подготовки к полету экипажа, материальной части и от умения экипажа гра- мотно использовать в полете имеющиеся в его распоряжении все средства самолетовождения.