контролем пути по астрономическим
линиям положения самолета, определяе-
мым по высотам светил. В своей книге «Из
Москвы в Америку че- рез Северный полюс»
А. В. Беляков пишет: «...самый важный при-
бор на нашем самолете — солнечный
указатель курса», 94 И. Т. Спирин в своей
книге «Полеты в Арктике» пишет!
«...Астрономическая аппаратура должна
быть в центре внимания как во время
дневных полетов, так и при полетах
полярной ночью...» Достоинством
астрономических средств самолетовождения
яв- ляется также и то, что работа с ними
не демаскирует полет само- лета, так как
невозможно создать искусственные помехи
экипажу при применении им астрономических
приборов, чего нельзя сказать о применении
радиотехнических средств. Для решения
любой из задач самолетовождения экипаж
обязан сохранять ориентировку, т. е.
знать, где он находится, и определять
данные для расчета и контроля заданного
режима полета. Для ведения ориентировки
экипаж в полете периодически опре-
деляет место самолета. Оно может быть
определено или отметкой момента пролета
какого-либо естественного или
искусственного ориентира, или пересечением
линий положения самолета, получен- ных
при помощи каких-либо средств
самолетовождения, например визуальных
пеленгов, линий равных радиопеленгов,
линий равных расстояний, линии равных
разностей расстояний, линий равных вы-
сот светил (астрономических линий
положения) и др. Место само- лета
определяется пересечением как одноименных
линий положе- ния, так и разноименных в
любой их комбинации. Линия положе- ния,
проложенная на карте, указывает, что
самолет в данный мо- мент находится
где-то на этой линии, а в какой именно
точке — неизвестно. Пересечение же
двух-трех линий положения, приведен-
ных к одному моменту времени, показывает,
что самолет находился именно в точке
пересечения линий положения (практически
в районе пересечения линий положения,
так как каждая из них определена с
какой-то ошибкой). Точность, с которой
экипаж определяет место самолета в
полете, характеризуется величиной
отклонений полу- ченного на карте места
самолета от истинного места самолета,
т. е. вертикальной проекции его на земную
поверхность в момент опре- деления места
самолета. Точность определения места
самолета и в целом выполнения
самолетовождения зависит от подготовки
к полету экипажа, материальной части и
от умения экипажа гра- мотно использовать
в полете имеющиеся в его распоряжении
все средства самолетовождения.
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между