установочного стакана, подвести световую полосу на середину экрана солнечной ви- зирной рамки и закрепить установочный стакан винтом. После этого штурман может быть уверен, что астрокомпас установлен правильно. Для применения в полете астрономических средств самолето- вождения наиболее удобной является карта масштаба 1 :2 000 000 или 1 : 2 500 000, которая может служить также штурману и для самолетовождения. Можно также пользоваться и обычной полетной картой. Подготовка карты х полету состоит в оцифровке меридианов и параллелей (чтобы можно было пользоваться картой, не развора- чивая ее) и нанесении рисок по параллелям в районе полета через каждые 107 долготы (рис. 53). Такая подготовка сокращает время на определение координат места самолета в полете и упрощает нане- сение на карту счислимой точки, необходимой для определения астрономической линии положения. Подготовка к полету расчетных пособий определяется временем суток и районом полета, в котором должен происходить полет, вы- бором небесных светил, которые могут быть использованы в полете. В зависимости от этого берется с собой нужная часть ТВА или ТВАЗ и на день полета вырывается из ААЕ соответствующий лист и также берется с собой в полет. Для ночных полетов полезно также взять с собой бортовую карту звездного неба (БКН), предва- рительно нанеся на нее положение планет по схеме перемещения планет из Ежегодника. Положение планет надо наносить на БКН даже и в том случае, когда не предполагается их использовать в полете, чтобы они не запутали при отыскании на небе нужных созвездий и звезд. По БКН, установив ее подвижную часть на время 7-2296 ' 97 Secv-^o ьв< 5?o *Г 5e° .56 б^о 30 35 Рис. 53. Подготовка карты для применения в полете астрономических средств Рис. 54. Районы местоположения само- лета при пересечении астрономических линий положения: а — под прямым углом; б — под острым (тупым) углом полета, штурман может при!кинуть, на каком участке пути, какие звезды или планеты ему лучше использовать в полете, руковод- ствуясь при этом возможностью наблюдения их с самолета и углем пересечения между линиями азимутов светил (что соответствует углу между линиями положения самолета). Этот угол должен быть в пределах 50—130°. Это объясняется тем, что каждая линия поло- жения определяется с какой-то ошибкой и фактически линия поло- жения превращается в полосу положения. Место самолета, опреде- ленное пересечением двух линий положения, фактически дает не