98 точку Положения, а район, величина
которого зависит от угла между линиями
положения. Чем ближе угол между линиями
положения к прямому углу, тем меньше
район возможного местоположения самолета
и наоборот (рис. 54). Если принять площадь,
получаемую при пересечении линии по-
ложения под углом 90°, равной единице,
то площади, полученные при пересечении
этих линий под другими углами, будут
выражены так, как показано в табл. 10.
Таблица 10 Угол между
линиями 90° 60° 50° 40° 30° 20° 10°
положения 120° 130° 140° 150° 160° 170° Величина
площади . . 1 1,2 1,4 1,7 2 3 6 Угол между линиями
азимутов от 50 до 130° берется как усло-
вие, при котором можно считать- точность
полученного места само- лета
удовлетворительной. Для дневного полета
штурман также заранее должен опреде-
лить, на каких участках пути он сможет
и на каких не сможет из- мерить высоту
Солнца и Луны (если она будет видна
днем). Это определяется по положению
Солнца и Луны относительно линии пути
в различное время дня. Если, например,
наблюдение может быть осуществлено
только в передние и боковые стекла
кабины, то при полете в средине дня
Солнце можно наблюдать на южных, восточных
и западных курсах, при полетах же
северными курсами оно будет невидно.
Надо также определить разность азимутов
Солнца и Луны, чтобы оценить целесообразность
совместного определения их высот.
Штурман также должен запастись для
полета бланками расчета астрономических
линий положений, а если их нет, то
изготовить самому по форме, указанной
на стр. 103. После подготовки к полету
приборов и расчетных пособий штур- ман
должен подготовить свое рабочее место
в самолете: располо- жить секстант,
карты, расчетные пособия так, чтобы ими
удобно было пользоваться в воздухе;
проверить, не загрязнены ли стекла,
через которые придется измерять светила.
В целях сокращения времени для
астрономических расчетов в по- лете
можно производить астрономические
предвычисления еще до полета, на земле.
Они заключаются в том, что, зная день и
время полета, в районе полета намечается
какая-то счислимая точка и для этой
точки по ее координатам рассчитываются
азимуты и вычислен- ные высоты светила
на весь предвычисленный период времени
через 8 или 16 минут1. В полете несовпадение
времени между предвычисленным момен-
том и моментом фактического измерения
высоты светила устра- 1 Интервалы времени
в 8 или 16 минут берутся потому, что они
кратны 4, а 4 минуты равны 1° угла, чем
значительно
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между