через 8 или 16 минут на весь период
астрономических опре- делений. Хп —
рассчитывается с помощью ежегодника
так же, как пока- зано на стр. 107. срп —
всегда в четной величине градусов. Ав
— для первого предвычисленного момента
рассчитывается по ТВА, как показано на
стр. 107, с учетом поправок секстанта и
за рефракцию, которые прибавляются к
полученной величине с обратным знаком;
для последующих предвычисленных моментов
определяется в ТВА по величине изменения
высоты светила 401 sa каждые 2 или 4° часового
угла (изменяется на разность высот,
соответствующих часовым углам, измененным
на 2 или 4°). А — выписывается из ТВА
вместе с высотами светила. После такого
предварительного расчета в полете
остается сделать немногое. Измерив
высоту светила и отметив момент измерения,
записать Гизм под значением Г, ближайшим
к измеренному, и в этой же ко- лонке
записать /гнзм. • : Определить разность
моментов времени предвычисленного и
из- мерения А Г и, переведя его в угловую
величину ДГ°, определить фактическую
долготу счислимой точки Хф *. Определить
разность высот измеренной и вычисленной
и перевести ее в километры <-^км. По А
и А^км от смещенной счислимой точки срп>
^ф провести астрономическую линию поло-
жения. В нашем примере на бланке произведен
полный расчет для двух моментов
фактических измерений: 6 ч. 54 м. 20 с. и 7
ч. 28 м. 55 с. Астрономические предвычисления
значительно сокращают время расчетов
в полете. Сами предвычисления после
некоторой трени- ровки в среднем занимают
около 5 минут, зато расчет в воздухе
сокращается в 3—4 раза и, как правило,
не превышает 1 —1,5 ми- нуты. При особо
дальних полетах только одна счйслимая
точка может внести недопустимые ошибки,
вызванные значительным удалением от
нее астрономической линии положения.
В этом случае можно произвести расчет
для двух и более счислимых точек. В
среднем можно считать, что одна счислимая
точка достаточна для района в пределах
6° широты и 10° долготы. Для ночного полета
астрономические предвычисления готовятся
в основном по той же схеме. Дополнительно
рассчитывается при- мерное время
нахождения самолета на отрезках маршрута
и по БКН выбираются звезды, удобные для
измерения на участках маршрута в
расчетное время. Определив время, в
пределах которого намечаются
астрономические определения, рассчиты-
ваются предвычисленные моменты измерения
через 8 или 16 ми- нут. Далее расчет
производится аналогично расчету для
дневного
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между