через 8 или 16 минут на весь период астрономических опре- делений. Хп — рассчитывается с помощью ежегодника так же, как пока- зано на стр. 107. срп — всегда в четной величине градусов. Ав — для первого предвычисленного момента рассчитывается по ТВА, как показано на стр. 107, с учетом поправок секстанта и за рефракцию, которые прибавляются к полученной величине с обратным знаком; для последующих предвычисленных моментов определяется в ТВА по величине изменения высоты светила 401 sa каждые 2 или 4° часового угла (изменяется на разность высот, соответствующих часовым углам, измененным на 2 или 4°). А — выписывается из ТВА вместе с высотами светила. После такого предварительного расчета в полете остается сделать немногое. Измерив высоту светила и отметив момент измерения, записать Гизм под значением Г, ближайшим к измеренному, и в этой же ко- лонке записать /гнзм. • : Определить разность моментов времени предвычисленного и из- мерения А Г и, переведя его в угловую величину ДГ°, определить фактическую долготу счислимой точки Хф *. Определить разность высот измеренной и вычисленной и перевести ее в километры <-^км. По А и А^км от смещенной счислимой точки срп> ^ф провести астрономическую линию поло- жения. В нашем примере на бланке произведен полный расчет для двух моментов фактических измерений: 6 ч. 54 м. 20 с. и 7 ч. 28 м. 55 с. Астрономические предвычисления значительно сокращают время расчетов в полете. Сами предвычисления после некоторой трени- ровки в среднем занимают около 5 минут, зато расчет в воздухе сокращается в 3—4 раза и, как правило, не превышает 1 —1,5 ми- нуты. При особо дальних полетах только одна счйслимая точка может внести недопустимые ошибки, вызванные значительным удалением от нее астрономической линии положения. В этом случае можно произвести расчет для двух и более счислимых точек. В среднем можно считать, что одна счислимая точка достаточна для района в пределах 6° широты и 10° долготы. Для ночного полета астрономические предвычисления готовятся в основном по той же схеме. Дополнительно рассчитывается при- мерное время нахождения самолета на отрезках маршрута и по БКН выбираются звезды, удобные для измерения на участках маршрута в расчетное время. Определив время, в пределах которого намечаются астрономические определения, рассчиты- ваются предвычисленные моменты измерения через 8 или 16 ми- нут. Далее расчет производится аналогично расчету для дневного