упрощаются расчеты. 7* 99 няется путем
смещения счислимой точки по долготе
(расчетом или графически на карге) на
величину разности этих моментов, выра-
женную в дуговой величине. После этого
для получения астрономической линии
положения штурману остается только
рассчитать Д/г — разность между изме-
ренной высотой светила и вычисленной.
Предвычисления производятся на
специальном бланке, который в дальнейшем
берется в полет, и на нем же в полете
заканчивается расчет элементов
астрономической линии положения.
Разберем на примере форму и порядок
расчета на бланке пред- вычислений для
дневного полета. Допустим, предполагался
полет 20 июня 1951 г. В полете на- мечались
астрономические определения Солнца в
период с 6.40 до 7.30. Высота Н = 4000 м, поправка
секстанта С = —V. Наметив счислимую точку
в районе полета с <рп = 52°, Хп= 37 — 38°,
затем для этих данных производим расчет
вы- численной высоты и азимута светила
для всех расчетных моментов времени.
Т 6.40 6.48 6.56 7.04 7.12 7.20 7.28 7.36 изм 6.54,20 7.28,5.5 дг +
1м. 40с. —55с. >-п 37°18'
37°18' 37°18' 37°18' 37°18' 37°18' 37°18' 37°18' ДГ3 + 25' —
14' ч 36°43' 37°04' Фп 52° 52° 52° 52° 52° 52° 52° 52°
изм 22°22' 26°5Г *., 19°31' 20°43' 2Г55' 23°07' 24°
18' 25°32' '26°46' 27°59' Д// + 27' + 5' Д*км + 50 +
9 А 77° 78° 80° 81° 83° 84° SG'- 87° 100 На этом
бланке: Т—предвычисленный момент
измерения высоты светила. 7ИЗМ —
фактический момент измерения светила.
ДГ— алгебраическая разность моментов
предвычисленного и фактического
измерения (±Т=Т—^изм). Хц — приближенная
долгота счислимой точки, выбирается,
как правило, средняя для маршрута, на
котором намечены астрономические
определения. ДГ°—ДГ, переведенная в
дуговые единицы. лф — приближенная
долгота счислимой точки, перенесенная
на величину Д7°, т. е. 4=\ + Ar°- . ' ' срп —
приближенная широта счислимой точки,
выбирается сред- няя для маршрута,
выраженная четным числом граду- сов.
Лизм — измеренная высота светила, снятая
с секстанта /гв — вычисленная высота
.светила по ТВА и исправленная на г и с
(с обратным знаком). ДА — разность высот
измеренной и вычисленной в угловых ве-
личинах. Ш = А —h \ V изм BJ ' ДАКМ — ДА,
переведенная в километры. А — азимут
светила, найденный из ТВА (всегда
восточный). До полета полностью заполняются
следующие горизонтальные графы: 7' —
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между