зависимости от того, как проходит линия
положения от- носительно линии пути:
если она перпендикулярна линии пути,
то по ней легко определяется путевая
скорость на участке между местом самолета
и рубежом, отсекаемым этой линией
положения; если па- 8* 115 раллельна линии
пути — то путевой угол определяется по
линии, проходящей от места самолета к
этой линии положения. Определяя путевую
скорость или путевой угол по астрономиче-
ским местам самолета или по месту и
линии положения, надо всегда помнить,
что сами эти точки и линии определяются
с какой- то ошибкой, которая соответственно
скажется и на точности опре- деления
путевой скорости и путевого угла.
Принимая во внимание, что астрономическая
линия положения и место самолета опреде-
ляются с постоянной одинаковой точностью
в среднем 6—10 км, можно считать, что
точности определения путевой скорости
и путе- вого угла зависят в основном от
времени между астрономическими
определениями. При этом чем больше этот
промежуток времени, тем точнее определяются
путевая скорость и путевой угол. При-
мерно можно считать, что при интервале
между астрономическими определениями
в 30 минут средняя путевая скорость за
это время полета определяется с точностью
до 7%, а средний путевой угол с точностью
+2°» ПРИ интервале же времени в 2 часа —
точность определения путевой скорости
около 2%, а путевого угла около +1°. В
полетах над безориентирной местностью,
где отсутствуют средства земного
обеспечения самолетовождения или по
каким- либо причинам их нельзя использовать
и небесные светила не дают возможности
определить свое местонахождение, а
только одну ли- нию положения, большой
практический интерес представляет воз-
можность использования одной
астрономической линии положения для
восстановления потерянной ориентировки.
Это может встретиться или в дневном
полете, когда на небе только одно светило,
или ночью, когда виден только небольшой
участок звездного неба, а остальное
небо закрыто облаками. Одна астрономическая
линия положения мо- жет быть весьма
успешно использована для восстановления
ориенти- ровки выходом на какой-либо
наземный ориентир. Наиболее просто эта
задача решается выходом на линейный
ориентир или полетом в направлении
линии положения или перпендикулярно к
ней. В лю- бых условиях полета, при потере
ориентировки, экипаж всегда знает район
своего местонахождения (хотя бы с
точностью 100— 200 км). Если, например,
экипаж вылетел от Мичуринска кур- сом
90° и судя по
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между