» » Спутник Сатурна содержит кислород

Спутник Сатурна содержит кислород

Научная исследовательская группа под руководством ученых из  Лос-Аламосской национальной лаборатории, объявила о наличии кислорода в атмосфере Дионы. Диона является одним из 62 известных спутников Сатурна и составляет 1123 километра в диаметре. Наличие молекулярного кислорода в атмосфере Дионы делает возможным существование там органических соединений, являющихся основными структурными блоками живых организмов.
       Диона вращается вокруг Сатурна примерно на том же расстоянии, что и наша Луна вокруг Земли. Поверхность спутника усеяна множеством крупных кратеров и длинных, выделяющихся выступов. Диона в основном состоит из водяного льда и горных пород. Полный оборот вокруг Сатурна спутник совершает за 2,7 дня.
       Данные, полученные во время облета Дионы космическим аппаратом Кассини в 2010 году, были получены исследователями в Лос-Аламосе. Изучив и проанализировав полученные данные ученые пришли к выводу, что в атмосфере Дионы содержится молекулярный кислород. Атмосфера Дионы является крайне разряженной и настолько тонкой, что ученые предпочитают называть ее "экзосферой". Разумеется, с таким содержанием кислорода вы не сможете сделать глубокий вдох, однако наличие кислорода указывает на динамичные процессы, которые продолжают происходить на Дионе.
       "Концентрация кислорода в атмосфере Дионы схожа с той, которую можно было бы наблюдать в атмосфере Земли на высоте около 500 километров", - сказал Роберт Токар, научный сотрудник Лос-Аламосской национальной лаборатории и ведущий автор статьи, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters. "Такой концентрации не достаточно для поддержания жизни, однако факты наличия кислорода находят и на других спутниках Сатурна и Юпитера. Это является хорошим примером образования большого количества кислорода на ледяных объектах, в результате воздействия исходящих от Солнца фотонов или любых других источников энергии".
       На Дионе источником энергии является мощное магнитное поле Сатурна. Поскольку спутник обращается вокруг планеты-гиганта, заряженные ионы в магнитосфере Сатурна врезаются в поверхность Дионы, выбивая кислород из ледяной поверхности. Этот молекулярный кислород (O2), попадает в экзосферу Дионы и постепенно накапливается.
       Оборудование, находящееся на Кассини помогло обнаружить кислород в атмосфере Дионы, когда космический аппарат пролетал в апреле 2010 года рядом со спутником.
       Если молекулярный кислород присутствует на других спутниках, таких как Европа или Энцелад, то потенциально он мог бы связаться с углеродом в подземных водах и образовать строительные блоки жизни. Так как на спутниках во внешней Солнечной системе содержится много водяного льда, а также присутствует мощное магнитное поле планет гигантов, таких как Юпитер или Сатурн, то очень вероятно, что ученые смогут найти больше кислорода в нашей Солнечной системе или за её пределами.

P.S. Если вы хотите узнать больше о нашем естественном спутнике Земли, рекомендую посетить сайт "Почти все про Луну". На сайте содержится огромная коллекция статей и фильмов про Луну, так что вы без труда найдете что-нибудь интересное.

• Тефия и кратер Одиссей