пользуются морские и авиа- ционные
штурманы всего мира. В настоящее время
этот способ значительно усовершенствован.
Наши отечественные штурманы и астрономы
Н. Калитин, А. Волохов, В. Ветчинкин, Н.
Кудрявцев, Л. Сергеев, Р. Куницкий, И.
Жонголович и др. разработали новые
астрономические таблицы и приемы расчета
линии положения. Таким образом, способ
построения астрономической линии поло-
жения корабля или самолета в современном
его понимании яв- ляется плодом
коллективного труда, в котором главную
роль сы- грали работы выдающихся русских
ученых и штурманов, среди ко- торых
первое место по праву принадлежит М. А.
Акимову. Авиаторы и моряки нашей великой
страны и всего мира должны знать, что
за применяемый ныне способ построения
линии положе- ния по вычисленной точке
и азимуту светила мы обязаны не Сомнеру
и не Джонсону, а русскому штурману
Акимову и что наиме- нование «линия
Сомнера» или «способ Джонсона» не
соответствует действительности.
Советские авиационные штурманы восприняли
лучшие методы навигации у своих морских
соотечественников и непрерывно совер-
шенствовали их. Впервые в мире опыты
астрономических измерений для опре-
деления местоположения воздушного шара
в воздухе были произве- дены русскими
воздухоплавателями в 1897—1898 гг. Применять
астрономические приборы на самолетах
также впер- вые начали наши русские
летчики, используя их при дальних поле-
тах на тяжелых самолетах «Илья Муромец»
и «Русский витязь» еще в 1913—1916 гг.,
намного опередив в этом зарубежную
авиацию. Наиболее быстро авиационная
астрономия начала развиваться после
Великой Октябрьской Социалистической
революции и осо- бенно в годы сталинских
пятилеток. В героических перелетах по
сталинскому маршруту и через Се- верный
полюс в 1936—1937 гг. наши отважные штурманы,
умело применяя различные новейшие
технические средства самолетово- ждения,
блестяще выполнили сложнейшие полеты.
Особо важную роль в этих полетах сыграло
применение астроно- мических средств,
так как в условиях полета в высоких
географиче- ских широтах Арктики только
использование небесных светил для целей
самолетовождения дало возможность
постоянно иметь дан- ные о своем
местонахождении и надежно определять
и выдержи- вать направление полета. Наши
выдающиеся военные штурманы А. В. Беляков,
С. А. Да- нилин, И. Т. Спирин, Б. В. Стерлигов,
известный штурман В. И. Аккуратов и
другие добились огромных успехов в
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между