для одного момента и зная, что изменение
часового угла происходит за 4 минуты
времени на 1°, периодически вводить по-
правку, для чего можно даже составить
маленькую табличку. Например, для
какого-нибудь светила: в 21 ч. 40 м. ггр =
280°; в 21 ч. 44 м. /гр = 281°; в 21 ч. 48 м. *гр = 282°;
52 м. t =283° Рис. 55. Правильное положение
све- тила в прорезе рамки астрокомпаса
гр В 21 Ч. и т. д. Показания истинного курса
по астрокомпасу находятся на самом
приборе, они не видны летчику, который
ведет самолет, поэтому не- посредственно
выдержать курс по астрокомпасу он не
может. При использовании в полете
астрокомпаса как основного кур- сового
прибора выдерживание направления
осуществляется по гирополукомпасу,
периодически вводя в него поправки от
астроком- паса. Гирополукомпас удобен
тем, что по нему удобно выполнять разворот
самолета и выдерживать направление
полета в течение примерно 15 минут без
значительных ошибок. После этого он
требует уточнения заданного курса
полета. Опыт полетов показывает, что
использование астрокомпаса в со- четании
с гирополукомпасом дает прекрасные
результаты в любых условиях полета,
лишь бы было видно небесное светило.
105 При полетах в высоких географических
широтах, в направле- ниях, отличных от
меридионального, и особенно близких к
восточ- ному или западному, происходит
быстрое изменение долготы на маршруте;
постоянно вводить ее изменение и тем
более в зависи- мости от этого изменять
курс самолета практически нет возможно-
сти. В таких случаях по карте определяют
средний меридиан между начальной и
конечной точками участка маршрута и
его значение устанавливают на астрокомпасе.
Широту также берут среднюю — в точке
пересечения среднего меридиана с
участком маршрута, устанавливают ее на
астрокомпасе и не меняют на всем участке
маршрута. Во всяком полете экипаж
контролирует путь своего полета с тем,
чтобы определить соответствие заданной
линии пути с фак- тической линией пути
самолета и при обнаруженных значительных
уклонениях последней своевременно
исправить курс следования. Даже при
самом точном расчете и выдерживании
курса само- лета и скорости полета
самолет, как правило, уклоняется от
зара- нее намеченной линии полета. Это
происходит потому, что ветер, воздействуя
на летящий самолет, изменяет его скорость
и напра- вление полета. В результате
воздействия ветра самолет летит с так
называемой путевой скоростью,
представляющей сумму вектора воз- душной
скорости самолета и вектора ветра;
Далеко не всем известно, что собой представляет рефрактор, некоторые и вовсе не слышали о таком понятии. А между