для одного момента и зная, что изменение часового угла происходит за 4 минуты времени на 1°, периодически вводить по- правку, для чего можно даже составить маленькую табличку. Например, для какого-нибудь светила: в 21 ч. 40 м. ггр = 280°; в 21 ч. 44 м. /гр = 281°; в 21 ч. 48 м. *гр = 282°; 52 м. t =283° Рис. 55. Правильное положение све- тила в прорезе рамки астрокомпаса гр В 21 Ч. и т. д. Показания истинного курса по астрокомпасу находятся на самом приборе, они не видны летчику, который ведет самолет, поэтому не- посредственно выдержать курс по астрокомпасу он не может. При использовании в полете астрокомпаса как основного кур- сового прибора выдерживание направления осуществляется по гирополукомпасу, периодически вводя в него поправки от астроком- паса. Гирополукомпас удобен тем, что по нему удобно выполнять разворот самолета и выдерживать направление полета в течение примерно 15 минут без значительных ошибок. После этого он требует уточнения заданного курса полета. Опыт полетов показывает, что использование астрокомпаса в со- четании с гирополукомпасом дает прекрасные результаты в любых условиях полета, лишь бы было видно небесное светило. 105 При полетах в высоких географических широтах, в направле- ниях, отличных от меридионального, и особенно близких к восточ- ному или западному, происходит быстрое изменение долготы на маршруте; постоянно вводить ее изменение и тем более в зависи- мости от этого изменять курс самолета практически нет возможно- сти. В таких случаях по карте определяют средний меридиан между начальной и конечной точками участка маршрута и его значение устанавливают на астрокомпасе. Широту также берут среднюю — в точке пересечения среднего меридиана с участком маршрута, устанавливают ее на астрокомпасе и не меняют на всем участке маршрута. Во всяком полете экипаж контролирует путь своего полета с тем, чтобы определить соответствие заданной линии пути с фак- тической линией пути самолета и при обнаруженных значительных уклонениях последней своевременно исправить курс следования. Даже при самом точном расчете и выдерживании курса само- лета и скорости полета самолет, как правило, уклоняется от зара- нее намеченной линии полета. Это происходит потому, что ветер, воздействуя на летящий самолет, изменяет его скорость и напра- вление полета. В результате воздействия ветра самолет летит с так называемой путевой скоростью, представляющей сумму вектора воз- душной скорости самолета и вектора ветра;